Старшая группа "Умка"

Самообразование «Развитие мелкой моторики средней группы»

План по самообразованию на 2018-2019 уч.г.

                                 «Развитие мелкой моторики  средней группы»

Актуальность

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования результатами освоения основной образовательной программы ДОУ являются целевые ориентиры, среди которых выделен следующий:

- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. Работы по развитию мелкой моторики детей среднего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления и форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.  В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: Развития мелкой моторики и координации движений рук у детей  среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

• Подготовить консультацию для родителей по развитию мелкой моторики дошкольников.

• Составить картотеку пальчиковых игр для среднего возраста.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• нетрадиционные техники  : кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой, крупой и т. д.

•конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструкторами, с деревянными кубиками, блоки Дьенеша, палочки кюизенера.

• различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• дорисовка (по принципу симметрии)

• лабиринты

• дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы

2 ЭТАП — внедрение в практику.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

 ( среднего возраста)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план

Сентябрь

1. Изучить литературу по данной теме (Т. Ю. Бардышева «Пляшут мои ручки» М. 2005 г)

2. Заучивание пальчиковой игры «Замок».

3. Обучение детей игре «Шнуровка».

4. Конструирование из счётных палочек «Заборчик»«Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Разбор красной и белой фасоли.

7. Игры с кубиками.

Октябрь

1. Изучить литературу по данной теме (Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик)

2. Подготовить для родителей консультацию «Что такое мелкая моторика

3. Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».

4. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

5. Изображение пальцами различных фигур: «Флажок»«Очки»«Бинокль»«Стол»«Стул»«Замок».

6. Конструирование из палочек Кюизенера «Лесенка»«Квадрат»«Треугольник».

7. Настольная игра «Найди фигуру».

8. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

9. Штриховка (овощей и фруктов).

 

Ноябрь

1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста».

2. Составить картотеку пальчиковых игр

3. Лепка из пластилина (баранок, печенье)

4. Учить детей одевать и раздевать кукол.

5. Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик в лес пошёл», повторить пальчиковую игру «Засолка капусты».

6. Конструирование из мелкого строителя «Домик»«Заборчик».

7. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

8. Игра с прищепками «Маленькие помощники»

9. Изучить литературу по данной теме (Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007)

10. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Декабрь

1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей среднего дошкольного возраста».

2. Разработать памятку для родителей «Развитие мелкой моторики рук в средней группе».

3. Заучивание пальчиковой игры «Снежок», повторение «Засолка капусты»«Замок».

4. Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек.

5. Конструирование из палочек «Флажок»«Елочка».

6. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

8. Игры с кубиками.

Январь

1. Подготовить для родителей консультацию «Пальцы помогают говорить»

2. Заучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», повторение «Снежок».

3. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии – снежные дорожки).

4. Игра «Шнуровка».

5. Учить детей выкладывать ёлочку из геометрических фигур.

6. Перекатывание карандаша между пальцами.

Февраль

1. Закрепление пальчиковых игр ««Снежок»«Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок».

3. Конструирование из палочек «Окно»«Домик»«Флажок».

4. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация, «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

6. Игры с кубиками.

Март

1. Заучивание пальчиковой игры «Семья».

Повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы).

5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать»«Телевизор» и т. д.

6. Конструирование из разных видов конструкторов.

7. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

8. Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук)

9. Штриховка (мяча).

Апрель

1. Заучивание пальчиковой игры «Здравствуй пальчик, как живешь?», повторение «Замок»«Семья»«Засолка капусты».

2. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

3. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

4. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок»«Очки»«Стол»«Стул»«Бочка»«Крыша».

5. Игры «Шнуровка»«Мозаика».

Май

1. Заучивание пальчиковой игры «Спал цветок и вдруг проснулся…».

3. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

4. Настольные игры «Мозаика»«Пазл».

5. Лепка знакомых предметов.

7. Самомассаж пальчиков.

8. Игры с кубиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самореализация

Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования.

Курсы повышение квалификации.

Анализ работы. Самоанализ проведенных мероприятий.

 

Практические выходы

Публикация опыта работы в сети интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик, Пляшут мои ручки. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образованиеразвитие мелкой моторики руки ребёнка».

 

24 января 2020 в 15:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.